Поиск по моему сайту

Инновационная деятельность в ДОУ

(слайд 1) Тема: Инновационная деятельность в ДОУ
(доклад с презентацией)
В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка.Одно из проявлений такого поиска — организация в учреждениях инновационной деятельности.
(слайд 2)
Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования.
Несомненно, любая инновационная работа содержит долю риска и неопределенности. Однако всесторонне продуманная организация предстоящей деятельности поможет свести риск к минимуму. Так, при организации инновационной работы следует учитывать следующие важные моменты:
(слайд3)
 выбор направления инновационной работы;
 разработка концепции и программы инновационной деятельности;
 создание условий для реализации инновационного проекта;
 подготовка и грамотное ведение документов по инновационной деятельности.
Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Некоторые организационные моменты в  начале пути  по инновационной работе.
(слайд4)
  • Создание структурных подразделений – творческих или инновационных  групп педагогов по проблемам.
  • Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуации,  создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.)
  • Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышения профессиональной и методической компетентности.
  • Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.

  • Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом.
(слайд 5)
Структура инновационного процесса
Создание программы
1. Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях
2. Проектирование программы
3.Экспертиза
Распространение инновационной программы
1.Информирование коллектива
2.Поддержка освоения инновационной программы
Освоение программы
1.Внедрение в деятельность ДОУ
2.Анализ и оценка результатов изменений
3.Институализация нововведений
Образовательная деятельность

Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений, нахождении проблем на каких-то участках образовательного процесса.Это становится результатом аналитической работы руководителей и  педагогов.  Разработанная программа должна пройти анализ, в результате которого в неё могут быть внесены коррективы. Перед выходом в стадию распространения программа проходит экспертизу, оценку своего соответствия различным требованиям.
Поэтому экспертиза, которая осуществляется в период создания инновационной программы, и экспертиза на стадии её освоения имеют как общее, так и различное содержание.
Не все нововведения, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми с деятельностью детского сада, а также может быть недостаточно сил и средств для их  внедрения. Поэтому нужен подробный проект желаемой образовательной системы ДОУ по инновационной деятельности и программа движения к нему, определяющая, какие инновации и в какой последовательности будут внедряться в учреждение.
Следующими этапами инновационного процесса являются процессы внедрения (освоения)  программы и её использования, оценка результатов и затем институализация, т.е. переход от временного режима в режим постоянного применения.
( слайд 6)


Выбор направления инновационной деятельности.
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития в муниципалитете или ДОУ. Эти направления представляют собой стройное единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
В учебно-методическом пособии «Инновационная деятельность в ДОУ» под ред. Е.В. Гончарова указаны 3 направления:

Направления инновационной деятельности
Направления
инновационной
деятельности.

Содержание инновационной деятельности.

Развитие
дошкольника

-Охрана здоровья, физическое и психическое развитие детей, формирование здорового образа жизни. Разработка здоровьесберегающих технологий.
-Эколого-валеологическое развитие детей.
-Развитиеребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.
-Развитие творческого потенциала детейв различных видах деятельности.
-Организацияпреемственности между детским садом и начальной школой.
-Формирование общечеловеческихценностей и гуманистической направленностиличности как основы ее нравственности; взаимосвязь национального и интернационального воспитания в процессе развития социальных связей сучреждениями здравоохранения, культуры, образования, социальной сферы и т.д.
-Реабилитациядетей с проблемами развития и др.

Личностно-
профессиональное
развитие педагогов
и специалистов

-Интеграция педагогического процесса как фактор
целостного развития личности дошкольника.
-Содержание и технологии коррекционной работы с
детьми.
-Работа с семьей и социальными партнерами.
-Организация преемственности между детскимсадом и начальной школой.
-Социальное развитие вдетском саду и семье.
-Развитие педагогов и специалистов как субъектов образовательной деятельности в процессе постдипломного образования и др.

Совершенствование
управления ДОУ

-Создание новых моделей образовательных учреждений. Разработка и апробация вариативных и альтернативных образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих преемственность в содержании и технологиях воспитания и обучения по различным направлениям.
-Проектирование предметно-развивающей среды.
-Использование новых информационных технологий вобразовательном процессе и в управлении ДОУ и др.


Разработка программы инновационной деятельности.
(слайд 7)
В научной литературе выделяют три разновидности творческой деятельности, которые имеют непосредственное отношениек инновационной деятельности:
 модификационная — заключается в усовершенствовании, рационализации, видоизменении какой-либо известной программы (методики, приема). При помощи модификационного механизма творческой деятельности воссоздается педагогический продукт, который уже имел место в педагогической практике, например, использование в педагогическом процессе системы Марии Монтессори или идей Вальфдорской педагогики; системы ТРИЗ.
 комбинаторная — означает соединение элементов уже известных программ, методик, педагогических технологий;
 радикальная— предполагает разработку образовательногопроцесса на основе принципиально новых идей, не имеющиханалогов в педагогической теории и практике.
(слайд 8)  (слайд 9)
Процесс разработки инновационной программы состоит из нескольких этапов: диагностический; прогностический; организационный;
практический (реализационный); обобщающий; внедренческий.
Диагностический этап заключается в системном анализедеятельности дошкольного образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в образовательном процессе.
Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения исследования: кадровых, материально-технических и т.д. 
Прогностический этап предусматривает разработку концепции инновационной деятельности иее плана-программы. Важной процедурой является определение актуальности проекта, направлений работы, цели программы, объекта и  предмета исследования, гипотезы и задач, сроков реализации,  предполагаемые результаты по каждому этапу,  инновационной деятельности.
Цель можно рассматривать как ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях образовательного процесса, появившихся в результате её разработки. При обдумывании цели работы рекомендуется ответить на следующие вопросы:
что хотите разработать? что хотите получить (создать) в результате эксперимента?Например: тема проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: одной изцелью может быть–создание единого социально-педагогического пространства в ДОУ для развития нравственно-патриотических чувств у детей, или подготовка выпускника с преобладанием лучших гражданских качеств и т.д.
Затем определяются объект и предмет исследования.
Объект исследования — это педагогическое пространство, таобласть, в рамках которой содержится то, что будет изучаться.
Предмет исследования — это свойства, отношения, функции,выделяемые в объекте. Это та конкретная часть объекта, котораянепосредственно разрабатывается. При разработке предмета исследования необходимо продумать, какие новые знания будут получены, на что в процессе работы будет направлено то или иноевоздействие (педагогическое или управленческое).
Например: тема проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: процесс формирования нравственно-патриотических  чувств детей дошкольного возраста. Или: процесс социализации личности ребёнка.
Гипотеза исследования — это научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи и замысла, система мер по его реализации. Для того чтобы гипотеза была четко определена, следует продумать, что именно будетпроверяться в ходе работы, как более успешно можно реализовать его идею и замысел, какие управляющие воздействия пореализации задач работы необходимо применить.
Задачи исследования — это, как правило, конкретизированные цели. Их можно рассматривать как действия участниковэтой деятельности по достижению результатов, направленные на достижение цели. При разработке задач целесообразно определить: какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели, какие промежуточные результаты необходимы для этого и какие шаги следует предпринять.
Организационный этап.Необходимость этого этапа связана с получением образовательным учреждением статуса инновационной площадки. Для этого администрация ДОУ внимательно изучает следующие вопросы:
 состояние ресурсов учреждения: финансовых, материально-технических, информационных, кадровых, нормативно-правовых и др., необходимых для организации инновационной деятельности;
 возможность привлечения дополнительных ресурсов для обеспечения инновационной деятельности;
 готовность участников образовательного процесса к предстоящей деятельности (их компетентность, мотивацию, творческий потенциал и др.).
Для реализации инновационной деятельности предусматривается выделение и оснащение дополнительных помещений (спортивных залов и площадок, изостудий, помещений для организации театрализованной деятельности, комнаты природы и др.), необходимое техническое оборудование для ведения воспитательно-образовательной деятельности и ее сопровождения (компьютеры, телевизор, видеокамера и видеомагнитофон, оборудование для
проведения физиотерапевтических процедур и др.); методическиеи дидактические пособия в соответствии с заявленной темой;средства на издание материалов, отражающих результаты инновационной работы. С этой целью разрабатывается дополнительная смета расходов.
Следующей стадией работы на организационном этапе является прохождение процедуры присвоения учреждению статуса муниципальной инновационной площадки в экспертном совете. Экспертный советформируется органом управления образованием. Для экспертного совета администрация ДОУ готовит пакет документов:
 заявку на присвоение учреждению статуса инновационной
площадки;
 концепцию инновационной деятельности;
 план инновационной деятельности (на весь ее период);
 дополнительную смету расходов на ее организацию и проведение.
Педагогическая деятельность, связанная с созданием новой педагогической практикой, требует углубленного изучения научной и методической литературы, разработки и освоения новых способов работы с детьми, освоения различных исследовательских методов. Организацией этой деятельности занимается старший воспитатель дошкольного учреждения.
В реализации программы инновационной деятельности принимают участие компетентные педагоги, имеющие высокий уровень квалификации. К работе могут быть привлечены и другие специалисты в соответствии с темой инновационной деятельности: психологи, педагоги-экологи, медицинские работники, тренеры и др., с этой целью разрабатывается  даже дополнительное штатное расписание.
В образовательном учреждении, при условии, что Вам присвоилистатус инновационнойплощадки;создается совет инновационнойплощадки (научно-методический совет). В состав совета входят:заведующий ДОУ, старший воспитатель,педагоги, участвующие в инновационной деятельности, представители органов управления образованием. Его задача — осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности. Совет периодически заслушивает на своих заседаниях отчеты участников инновационной деятельности, вносит коррективы в ее организацию, разрабатывает критерии и порядок оценки результативности инновационной деятельности т.е. проводит  разного вида мониторинги(соответственно внедряющимся программам и технологиям);зачитывают экспертные карты оценки профессиональной, методической компетентности педагогов и их личностных качеств.
В конце учебного года, инновационные группы представляют результаты своей деятельности, предоставляются итоги оценки компетентности педагогов, подводятся итоги работы за год,  возможно, намечаются новые направления работы.
Практический реализационный этап.Работа на этом этапе начинается с определения исходного уровня состояния проблемы, избранной для инновационной деятельности. С этой целью используется системная диагностика состояния инновационногопроцесса.Практический этап исследования представляет собой последовательное воплощение инновационного проекта, сбор и анализразличных материалов исследования, свидетельствующих о динамике воспитательно-образовательного процесса, их систематическое обсуждение на заседаниях научно-методического совета,решение проблем, возникающих по ходу работы, своевременноевнесение корректив в ход исследования.
Обобщающий этапинновационной деятельности представляетсобой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериевоценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Положительные результаты инновационной деятельности подтверждают гипотезу. Достоверность и объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.
Внедренческий этап.На данном этапе происходит распространение инновационной технологии в коллективе данного учреждения. Результаты инновационной деятельности могут бытьпредставлены в виде докладов, сообщений на педагогических советах, районных методических объединениях, научно-практических конференциях и т.д., а также опубликованы в специальной литературе.
 (слайд 10)
На бумажном носителе инновационный проект или так называемый паспорт проекта  должен выглядеть примерно так:
2.     Анализ деятельности ДОУ, направленный на создание системы работы с педагогами, родителями, воспитанниками по выбранной Вами теме.
3.     Аннотация к проекту.
4.     Этапы работы: подготовительный, формирующий, итоговый.
(задачи, сроки)
                5.План реализации проекта.
(слайд 11). Желаем успехов!
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть возможности своих воспитанников.



Доклад был представлен на РМО старших воспитателей Усть-Лабинского района методистами МБУ "РУМЦ" - Ефремовой С.Л., Панфиловой О.В.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий